Реутовские пустыри (часть 1)
Чтобы расширить площадку, потребовалось вырубить не одну эту лесополосу.
Существует и другая версия этого названия. Дело в том, что места здесь сырые и топкие - низменность способствует заболачиванию. Мещерский край, к коему относится не только Реутов, но и прилегающие к нему районы Москвы, славится этой своей особенностью. Но почему-то именно в этом месте даже в солнечную погоду глазу человека трудно найти себе отраду. А что говорить, если на небе пасмурно? Другими словами, дорога эта кажется "черной" по сравнению с окружающей местностью, именно в силу своей неухоженности.
Если документальная история Реутова начинается в шестнадцатом веке с упоминания о пустыре, точнее, о пустоши Реутово, то последние два крупных городских пустыря освоены под жилищное строительство более чем 450 лет спустя - во втором десятилетии века текущего. Это микрорайон 6А в северной части Реутова и два десятых микрорайона на южной от железной дороги стороне, рядом с поселком Никольско-Архангельское.
Поскольку эти территории представляют некоторый исторический интерес, то он них и пойдет наш рассказ.
"Южный" Реутов (краткое описание)
Южная часть города располагается за железной дорогой, или просто "за линией", "на той стороне", как говорят жители исконной, северной части Реутова.
Массовая застройка здесь началась в конце шестидесятых. Именно в этот период в состав Реутова вошли такие населенные пункты, как поселок "Агрогородок", и часть деревни Крутицы. Таким образом, на юге город стал граничить с Носовихинским шоссе, на западе - с МКАДом, а на востоке - с селом Никольско-Архангельское.
Пустырь, каким он был
Долгое время местность, прилегающая к Никольско-Архангельскому оставалась пустынной. Однако еще совсем недавно называть это место пустырем можно было лишь условно, потому что для кого-то это был и не пустырь вовсе, а кормилец - небольшой клочок земли под огород, самочинно освоенный в очередное смутное время первой половины 1990-х. Еще раньше здесь наблюдались обработанные механическим способом поля...
Ниже представлена панорама этой местности с площадкой под строительство 10-ых микрорайонов. Фотография выполнена в 2011 году со стороны улицы Черная дорога. Направление съемки - юго-запад. Часть самой дороги видна в правом нижнем углу снимка. Справа вдали расположились первые дома микрорайона 10А. Слева - не вошедшее в панораму село Никольско-Архангельское (сокращенно - Никольское, вторя названию станции).
Дерево, сросшееся с опорой линии электропередачи.
Фотосъемка произведена с уровня улицы Черная дорога. Таким образом, высота насыпи под строительную площадку в этом месте составила более двух метров.
Теперь по прошествии без малого трех лет на этой территории заканчивается возведение десятых микрорайонов.
Черная дорога
С южной стороны вдоль железной дороги проходит улица с необычным названием "Черная дорога". Начинается она от пересечения улицы Октября и железнодорожного переезда, а заканчивается в поселке Никольско-Архангельское.
Если исходить из данных карт, дорога эта соединяла Реутово и Никольско-Архангельское задолго до прокладки железнодорожных путей.
В Российской империи населенный пункт, который не имел собственной церкви, относился к ближайшей религиозной общине - приходу, где производился обязательный учет прихожан: в метрические книги вносились записи об их рождении, бракосочетании и смерти. Сейчас эту функцию выполняют ЗАГСы.
В Реутово не было своей церкви, и оно было приписано к храму Михаила Архангела в Никольском (подробнее о храме на http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=10), где, помимо прочего, умерших могли отпевать и хоронить на тамошнем кладбище. Возможно, от этого и получила дорога название Черной, то есть скорбной.
Храм в годы советской власти не закрывался и продолжал свою религиозную деятельность.
Существует и другая версия этого названия. Дело в том, что места здесь сырые и топкие - низменность способствует заболачиванию. Мещерский край, к коему относится не только Реутов, но и прилегающие к нему районы Москвы, славится этой своей особенностью. Но почему-то именно в этом месте даже в солнечную погоду глазу человека трудно найти себе отраду. А что говорить, если на небе пасмурно? Другими словами, дорога эта кажется "черной" по сравнению с окружающей местностью, именно в силу своей неухоженности.
Заболоченная полоса между Черной дорогой и железнодорожной насыпью.
В первоначальном своем состоянии эта дорога могла быть прямой. Она проходила вдоль фабричного пруда, далее шла по территории, где ныне располагается НПО Машиностроения, и, если бы в то время здесь уже существовала железная дорога, пересекала бы ее в районе современной улицы Железнодорожная, что примыкает к 1-ой Железнодорожной улице поселка Никольско-Архангельского.
С появлением железной дороги недалеко от этого места образуется известный нам Никольский переезд. Здесь Черная дорога смещается к югу, пересекает железку, после чего вновь устремляется в восточном направлении, следуя уже справа от нее.
Ивановское шоссе
Вероятно, данное шоссе появляется на картах уже после строительства железной дороги. Если Черная дорога, начинаясь у того же переезда, шла к сельской церкви вдоль железнодорожного полотна, то Ивановская дорога устремлялась на юго-восток через поля, минуя Никольское, где выходила на Носовихинское шоссе ровно в том месте, где ныне расположилось ТРЦ "Реутов-парк".
В настоящее время территория, по которой проходило шоссе, застроено десятыми микрорайонами, и сама дорога почти исчезла. Частично она сохранилась по другую сторону от Носовихи в качестве небольшой улицы, ведущей ко второму Никольскому кладбищу.
Будущее Ивановское шоссе угадывается на карте окрестностей Москвы 1923 года, которая хоть и содержит некоторые неточности, но наличие на ней дороги между Ивановским и Никольским, проходящим через Реутово, не подлежит сомнению. Обнаруживается этот путь и на других, более старых картах.
Интересно, что на карте 1952 года название Ивановское шоссе носит ближайшая к селу Ивановское часть современной улицы Победы.
Наличие на этом сравнительно небольшом участке местности двух дорог может свидетельствовать в пользу того, что в старину и до конца пятидесятых годов (в связи со строительством НПО Машиностроения), в этих местах проходил путь, соединявший собой две транспортные артерии - второстепенную Вохонскую (будущую Носовихинскую) дорогу у села Никольско-Архангельское и Владимирский тракт при селе Ивановское, - и путь этот пролегал через Реутово.
Пионерский лагерь
На карте 1968 года на южной стороне отмечен пионерский лагерь. Ведомственная принадлежность его пока не установлена. Но известно, что Реутовская хлопко-прядильная фабрика имела собственный пионерский лагерь в Монино, который был открыт еще в 1957 году.
Поскольку объект отсутствует не только на картах ранних (например, на карте Москвы 1952 года) но и поздних лет, то можно предположить, что пионерский лагерь в нашем крае находился недолго, возможно, лет десять, и перемещен в связи с присоединением этих земель к Реутову.
Сам факт существования здесь такого рода детского учреждения может свидетельствовать о том, что данная местность считалась не только экологически безопасной, но и полезной для здоровья. Стоит также отметить, что еще в первой половине прошлого века на территории современного Реутова рядом с железной дорогой размещался как минимум один дачный поселок.
Карта 1968 года (retromap.ru)
2012 год. Направление съемки - северо-запад. Последние частные дома Реутова, примыкающие к селу Никольско-Архангельское.
Носовихинское шоссе в сторону Москвы.
Маркетинговые уловки
В связи с необходимостью продажи квартир в этих новостройках, не обходится и без подобных манипуляций. Например, микрорайон №10 имеет второе название "Новокосино-2". Стоит ли говорить, что Новокосино - это район Москвы, а "Новокосино-2" всего лишь микрорайон подмосковного города Реутов. (На одном городском форуме уже выдвигаются требования о присоединении микрорайона к Новокосино).
Ближе к метро началось строительство еще одного жилого комплекса под названием "Новокосино", но это скорее обычная точечная застройка, так как все происходит в уже сложившемся 9-м микрорайоне.
Итоги
Так постепенно, но неотвратимо исчезают с карты города последние его пустыри. Город застраивается, увеличивая свои жилые территории.
Строят быстро, но, кажется, не так, как когда-то строили район Новокосино. Автор в то время волею судьбы отсутствовал в этих местах два года. Когда уезжал, на месте Новокосина было голое поле, на котором еще в детстве играли в общегородскую "Зарница", а вернулся - поля этого будто не бывало!..
Источники:
1. Писцовые книги Московского государства (том 1).
2. Историко-генеалогический словарь-справочник.
3. Указ Синода от 1779г. «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах».
4. План Москвы 1952 года.
5. Карта окрестностей Москвы 1923 года.
6. Карта Ген. штаба 1964-68гг.
7. "Реутов: от хутора до града", Е. К. Сергеев.
8. Интернет-выпуск газеты "Реут" N44 от 05.11.2010 г.
1. Писцовые книги Московского государства (том 1).
2. Историко-генеалогический словарь-справочник.
3. Указ Синода от 1779г. «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах».
4. План Москвы 1952 года.
5. Карта окрестностей Москвы 1923 года.
6. Карта Ген. штаба 1964-68гг.
7. "Реутов: от хутора до града", Е. К. Сергеев.
8. Интернет-выпуск газеты "Реут" N44 от 05.11.2010 г.
За надписями "пионерлаг." на старых картах чаще всего скрывалась какая-нибудь военная часть. Судя по этой карте,
ОтветитьУдалитьто там как раз и будет военная часть на упразднённой улице Рабочей.
Не могу согласиться полностью с Анонимом (предыдущем) в отношении пионерлагерей. Например - в районе посёлка Салтыковка находился настоящий пионерлагерь, а вот действующие воинские части на картах просто не обозначали. Возьмите к примеру дивизию Дзержинского - на представленной выше карте она обозначена как часть города Реутово, а спец подразделения на картах просто входили в состав тех поселков где были расположены и были обозначены просто домами.
ОтветитьУдалитьЖиву в Салтыковке и часто проезжал с 67 года по Носовихе дважды в день мимо места , где на карте указано "пионерлаг." Была там расположена за высоким жел.бет. забором воинская часть.Почти всегда с утреца под забором паслась стайка страждущих общения с защитниками Родины, девушек. Иногда с обратной стороны забора торчала голова в армейской пилотке и шло обсуждение насущных жизненных проблем. На месте теперешней автозаправки, только чуть в глубине, было футбольное поле с деревянными воротами. Там частенько занимался физкультурой личный состав воинской части (это выдавала совершенно одинаковая спортформа участвующих в процессе : чёрные длинные трусы и майки без рукавов).
ОтветитьУдалить